АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДИЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ГОРОДИЩЕНСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом (протокол от 30 августа 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНА: приказом МБУ ДОД «Городищенская ДЮСШ» от 2 сентября 2024 г. № 106 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Направленность программы: физкультурно-спортивная Уровень программы: ознакомительный «ДЗЮДО» Возраст обучающихся: 6-9 лет Срок реализации программы: 1 год Авторы: Меняйлов Дмитрий Валерьевич тренер-преподаватель; Русанова Анна Александровна, заместитель директора по УВР. р.п. Городище 2024 1 Основные характеристики программы Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта «Дзюдо» (далее-программа) предназначена для организации дополнительного образования по виду спорта «дзюдо» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Городищенская районная детско-юношеская спортивная школа» (далее-учреждение). Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403). Направленность программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы: заключается в том, что в последнее десятилетие у детей и подростков значительно снизились показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. Постоянные занятия дзюдо требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями, воспитывают такие качества, как самообладание, воля к победе. Так же занятия позволяют обучающимся не только укрепить здоровье, но и найти друзей среди сверстников, что создает благоприятную обстановку и атмосферу доброжелательности вколлективе. Адресат программы: программа рассчитана на детей 6-9 лет. Состав группы – постоянный. Организационные формы обучения – индивидуально-ориентированная и групповая. Занятия проводятся в группах обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий. Максимальная наполняемость группы 25 человек. Начало занятий– не ранее 8:00 Окончание занятий не позднее 20:00 2 Виды занятий: Основными формами организации образовательного процесса являются: - групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятия; - учебно-тренировочные сборы; - участие в спортивных мероприятиях; - тестирование и контроль. Форма обучения – традиционная, очная. Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год, общее количество - 180 часов в год, 2 занятия в неделю - по 2 часа. Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом. Цель и задачи программы Цель программы: создание оптимальных условий для физического и психического воспитания личности, укрепления здоровья, выявление одаренных детей и получения ими знаний о физической культуре и спорте. Задачи программы: 1. Образовательные: обучить упражнениям развивающего характера; обучить технике и тактике дзюдо; обучить основам гигиены; изучить историю дзюдо; развить и корректировать двигательные качества; повысить физическую и умственную работоспособности; обучить приемам саморегуляции организма (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, приемы самомассажа, изучение вариантов закаливания); развить основные физические качества: силу, ловкость, скорость, выносливость, быстроту реакции, гибкость; развить технико-тактическое мышление; развить познавательные интересы, творческую активность и инициативность. 2. Личностные: укрепить здоровье и содействовать правильному разностороннему физическому развитию учащегося; закалить организм обучающихся, повысить общую физическую готовность; сформировать общественно активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни; повысить интерес обучающихся к участию в соревнованиях различного уровня. 3. Метапредметные: развить умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей; развить умение осуществлять контроль своей деятельности, владение основами самоконтроля, самооценки; развить умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; развить навыки работать индивидуально и в группе (команде), уметь 3 разрешать конфликты; сформировать основы спортивной этики. Условия реализации программы: Занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортом. Группы формируются разновозрастные. Особенности организации образовательного процесса. Дзюдо - приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Формы проведения занятий. Занятия по дзюдо подразделяются на теоретические и практические: Теоретические занятия проводятся в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа, инструктажа, устного изложения, анализа выполненного действия в процессе всего практического занятия). В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической подготовкой. При проведении теоретических занятий отдельные положения теории подкрепляются примерами из практики. Практические занятия могут различаться по цели (на учебные и контрольные) и степени разнообразия решаемых задач (на однородные и разнородные). На учебных занятиях усваивается новый материал, повторяется и закрепляется пройденный, осуществляется обучение основам техники. Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки. На таких занятиях проводится сдача контрольных упражнений. Занятия проводятся главным образом групповым методом (12– 20 человек). Во время организации и проведения занятий особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в спортивном зале. Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая в виде тренировочных занятий, индивидуально – групповая, индивидуальные Материально-техническое оснащение программы: спортивный зал, душевые кабинки, скакалки, мячи (футбольный, волейбольный ), канат, турник. Кадровое обеспечение: педагог с высшим педагогическим образованием, необходимой квалификации. Содержание программы Учебно-тематический план. № 1 2 3 4 5 Название раздела Вводное занятие Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Контрольные испытания (соревнования) Итого Теория 1 1 Количество часов Практика 61 Всего 1 62 1 55 56 1 1 55 4 56 5 5 175 180 4 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. (1ч.) Теория: постановка основных задач занятий. Практика: тест на гибкость и координацию. Формы занятий: теоретическое, практическое занятие. Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: фронтальный смотр общей и специальной физической подготовки. 2. Общефизические упражнения. (62ч.) Теория: Координация движений. Овладение умением расслабляться. Практика: упражнения на развитие силовых способностей. Упражнения на развитие различных групп мышц (поднимание ног из виса на гимнастической стенке, прыжки в высоту, прыжки в длину). Формы занятий: теоретическое, практическое занятие. Характеристика деятельности обучающихся: частично-поисковая, репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: комплекс упражнений на силу различных групп мышц. 3. Специальные физические упражнения. (56 ч.) Теория: спортивная подготовка. Практика: упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при выполнении базовых движений дзюдо Формы занятий: практическое занятие Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: базовые движения дзюдо без отягощения 4. Техническая подготовка. ( 56 ч.) Теория: базовые элементы дзюдо. Практика: отработка и многократное повторение базовых элементов дзюдо равновесий, прыжков, поворотов и бросков. Формы занятий: практическое занятие Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: комплекс базовых элементов дзюдо. 5. Итоговое занятие. (5 ч.) Теория: подведение итогов за год. Практика: сдача контрольных нормативов. Формы занятий: практическое занятие. Планируемые результаты: личностные: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими и эмоциями вразличных ситуациях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий 5 язык и общие интересы. метапредметные: планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; оценивать красоту телосложения и осанки; видеть красоту движений, выделять и эстетические признаки в движениях ипередвижениях человека. предметные: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дзюдо» Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 1 сентября 31 августа 42 84 180 2 раза в неделю по 2 часа Рабочие программы по предметным областям В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной педагогики: строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей; возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вас объема СФП (по соотношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП; непрерывное совершенствование качества технических действий (техники); соблюдения принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки; правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимающихся; развитие основных физических качеств на всех этапах подготовки в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные периоды. В технической подготовке могут быть использованы различные методы. В данной 6 программе - принцип целостного обучения (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим овладением отдельными фазами и элементами). Общие указания по проведению занятий 1. Занятия проводятся в спортивном зале. Форма одежды -кимоно. В ходе занятия периодически осуществляется текущее обследование занимающихся для контроля и оценки их функционального состояния 2. Занятия по дзюдо состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Перед тем как приступить к изучению техники, важно освоить правильные способы страховки и самостраховки, которые позволят избежать травм, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Необходимо также подготовить все суставы и связки организма к выполнению нестандартных движений и нагрузок. Упор делается на укрепление и развитие мышц и связок. Тренировка начинается с выполнения простых элементов акробатики и специальных упражнений. К основным подготовительным упражнениям относятся: перемещения прыжки ускорения кувырки; перекаты; падения. Специальные упражнения включают в себя: передвижения в различных положениях с использованием различных способов дыхания; упражнения на координацию; упражнения с партнером для развития гибкости; упражнения на развитие чувства уверенности в своих силах. Кроме того, уделяется большое внимание физической подготовке обучающихся, для чего используются следующие, в том числе коллективные, упражнения на развитие силы и выносливости 7 Виды спортивной подготовки Краткое содержание Ознакомительный уровень подготовки Это один из наиболее важных уровней спортивной подготовки, поскольку на этом уровне формируется основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде спорта. На данном уровне, наряду с различными упражнениями разных видов спорта и спортивных игр следует включать комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для дзюдо. На данном уровне следует выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр с учетом подготовленности спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки. Основные задачи обучения: укрепление здоровья и всестороннее развитие обучающихся; обучение технике дзюдо; повышение уровня физической подготовленности; отбор наиболее перспективных спортсменов для дальнейших занятий дзюдо. Основные методы обучения: игровой; соревновательный; круговой; повторный; равномерный; контрольный. Основные средства: общеразвивающие упражнения; самостраховка и элементы акробатики; скоростно-силовые упражнения; прыжки и прыжковые упражнения; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок. Основные формы учебного процесса: учебно-тренировочные и теоретические занятия; участие в соревнованиях. 8 - Общеразвивающие упражнения для рук и плечевого пояса - - Общая физическая подготовка ОРУ для пальцев и кисти: сжимание пальцев в кулак и разжимание; разведение и сведение пальцев; движения из упоров стоя или лежа с опорой на кончики пальцев. ОРУ для увеличения подвижности в суставах: движение кистями с переплетенными пальцами; руки вверх, упор ладонью о ладонь пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не меняя положения кистей; хлопки в ладоши в положении локти в стороны, пальцы вперед- вверх; в упорах лежа, лежа сзади, сидя сзади перенесение тяжести тела с руки на руку, меняя положение кистей: пальцы внутрь, наружу, вперед, назад; в упорах присев, сидя на пятках опора на тыльную сторону кисти пальцами к себе, опора на пальцы, с выгибанием кисти кверху. ОРУ для сгибателей и разгибателей предплечья: сгибания-разгибания рук в упорах лежа, сидя; переходы переступанием на руках из одних положений упоров в другие, прыжки на руках в упорах. ОРУ для увеличения подвижности в плечевых суставах: рывковые движения прямыми и согнутыми руками в стороны, вверх, назад; то же в сочетании с наклонами, поворотами туловища; вращательные движения в плечевых суставах прямыми или согнутыми руками; пружинящие движения сгибая ноги из упора лежа сзади; пружинящие наклоны в упоре стоя на коленях, руки далеко вперед; прогибания в упоре лежа сзади ноги врозь с опорой на одну руку; мост. ОРУ на расслабление мышц рук и плечевого пояса: свободные дугообразные движения руками в сочетании с полуприседами, выпадами, полунаклонами; последовательное расслабление мышц рук после напряженного принятия определенного положения; размахивание свободновисящими руками путем поворота туловища; встряхивание кистями, предплечьями, плечами в различных исходных положениях; последовательные или одновременные движения руками с акцентом на расслабление в момент опускания. Общеразвивающие упражнения для мышц бедер Общеразвивающие упражнения для мышц тазобедренного сустава Приседание на двух и на одной ноге; ходьба в полуприседе; прыжки из полуприседов; наклоны с прямым туловищем из стойки на коленях; вставание на колени и с колен; сгибания-разгибания в коленных суставах в положении лежа на животе. Поднимание таза из упора сидя; «ходьба» в седе; поднимание таза из положения лежа на спине; вращения тазом в стойке ноги врозь; пружинящие покачивания в выпадах; махи ногами; приседания в стойке ноги врозь, ноги развернуты наружу; наклоны в положении седа ноги вместе, седа ноги врозь; полушпагат, шпагат; пружинящие наклоны или движения ногами с захватом. Общеразвивающие упражнения Движения ногами в упорах сидя (сгибания-разгибания, поднимания-опускания, разведения- сведения); 9 для мышц туловища Общеразвивающие упражнения для увеличения подвижности позвоночника Акробатические и гимнастические упражнения поднимание туловища в сед из положения лежа на спине; поднимание ног в положении лежа на спине; одновременные движения ногами и туловищем из положения лежа на спине; поднимание туловища из положения лежа на животе; поднимание ног из положения лежа на животе; одновременное поднимание туловища и ног из этого же положения; из положения ноги врозь приседы с поворотами туловища и касанием руками пяток; из стойки на коленях ноги врозь повороты туловища с касанием пятки разноименной рукой; из седа ноги врозь повороты с опорой на одну руку в упор лежа боком; подниманиеопускание таза в упоре лежа боком. Наклоны назад из стойки ноги врозь; прогибания с упором на руки из положения лежа на животе; пружинящие наклоны вперед в положениях стоя, сидя; пружинящие наклоны туловища в стороны; повороты туловища. Группировка (сидя, лежа, перекат назад в группировке); кувырки (вперед, назад, вперед со скрещенными ногами); боковой переворот; упоры (головой в ковер, упор присев, упор лежа); висы (на согнутых руках, вис лежа – девочки, подтягивание в висе и висе лежа – девочки, перемещение в висе на перекладине); кувырки вперед; равновесие (ходьба с перешагиванием через предметы, с бросками и ловлей мяча, повороты в полуприседе, в приседе; лазание по канату в три приема; прыжковые упражнения через скакалку, в длину с места, выпрыгивание из полуприседа, многоскоки). Специальная физическая подготовка Упражнения для развития скоростно – силовых качеств Упражнения на координацию Бег 10 м, 20 м, 30 м, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, сгибание туловища лежа на спине, ноги закреплены; поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног. Выполнение переворотов партнера в партере (переворачивание со спины на живот; с живота на бок, на спину, перевороты партнера (захватом двух рук, рычагом), стоящего в упоре на кистях и коленях. Имитация бросков по технике 5 КЮ, выполнение специальных упражнений (высед, захват, самостраховка). Челночный бег 3×10 м; кувырки вперед, назад через плечо (вдвоем, втроем), боковой переворот, подъем разгибом; подвижные игры: эстафеты, игры в касания, в захваты. Выход на удержания из различных исходных положений (сидя спиной друг к другу, лежа на спине, лежа на животе), имитационные упражнения с набивным мячом. Выполнение вновь изученных приемов в условиях поединка, имитационные упражнения с набивным мячом. 10 Упражнения, повышающие гибкость Техническая подготовка Теоретическая подготовка Упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки. Борцовский мост из стойки с помощью партнера. Выполнение приемов с максимальной амплитудой. Изучение техники 6 КЮ – белый пояс. Рэй - приветствие (поклон). Тачи-рэй – приветствие стоя. Дза-рэй – приветствие на коленях. Оби - пояс (завязывание). Шисэй – стойки. Шинтай – передвижения: Аюми-аши – передвижение обычными шагами, Цуги-аши – передвижение приставными шагами: вперёд- назад; влево-вправо; по диагонали. Тай-Сабаки – повороты (перемещения тела): на 90° градусов шагом шаг вперед; на 90° градусов шагом назад; на 180° градусов скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали); на 180° градусов скрестными шагами (одна назад, другая вперед по диагонали); на 180° градусов круговым шагом вперед; на 180° градусов круговым шагом назад. Кумиката –захваты (основной захват – рукав – отворот). Кудзуши – выведение из равновесия: Маэ-кудзуши – вперед, Уширо-кудзуши – назад, Миги- кудзуши – вправо, Хидари-кудзуши – влево, Маэ-миги-кудзуши - вперед-вправо, Маэ- хидари-кудзуши - вперед-влево, Уширо-миги-кудзуши - назад-вправо, Уширо-хидари- кудзуши - назад-влево УКЭМИ – падения: Еко (Сокухо) - укэми - на бок, Уширо (Кохо) -укэми - на спину, Маэ (дзэнпо) -укэми на живот, Дзэнпо-тэнкай-укэми – кувырком. Связки технических элементов 6 КЮ: Тори: основной захват (Кумиката) – выведение из равновесия вперед (Маэ-кудзуши); Тори: основной захват (Кумиката) – выведение из равновесия назад (Уширо-кудзуши); Тори: основной захват (Кумиката) – передвижение обычными шагами (Аюми-аши); Тори: основной захват(Кумиката) – выведение из равновесия назад вправо (У широмиги-кудзуши); Тори: основной захват (Кумиката) – выведение из равновесия назад влево (У широ-хидари- кудзуши); Уке: падение на бок (Еко (Совухо) - укэми); Уке: падение на спину (Уширо (Кохо) – укэми). Теоретическая подготовка Формирование специальных знаний: техника безопасности на занятиях дзюдо, правила дзюдо, этикет в дзюдо, история дзюдо, гигиена занимающихся, рассказы об известных спортсменах-дзюдоистах. Врачебный контроль и самоконтроль. Самоконтроль дзюдоиста, субъективные данные (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность. Основы техники. Основные понятия о бросках, защитах, комбинациях, контактах, расположениях. Равновесие, устойчивость, площадь опоры, использование веса тела, инерция. Рычаг. Основные методы развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. 11 Методические материалы Тренировочные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма. В процессе занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно- педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием. Надежной основой успеха обучающихся в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма. С возрастом и степенью подготовленности постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Специализированные игровые комплексы. Комплекс игр-заданий по освоению противоборства в различных стойках. Главная идея, на которой построен комплекс, - защита места на своем туловище от прикосновения (касания, захвата) противника. Обозначая места касания в различных точках, зонах, частях тела, тренер моделирует вероятную реакцию защиты принятием играющим соответствующей позы и действиями с помощью захватов, упоров, уклонов, перемещений и т.д. Таким образом, задание одному из партнеров коснуться обусловленной точки тела должно привести к следующему. Защищаясь, другой спортсмен встречает атакующего либо упорами, либо «вязкой» его рук, чтобы не дать возможности касания. Все эти действия сопровождаются необходимостью соответственно держать туловище (прямо либо согнуто, либо разворотом в нужную сторону). Эти обстоятельства положены в основу разработки игр-заданий в касания. Например, для того чтобы обучающийся действовал в положении прямой фронтальной стойки, необходимо в игре заставить его защищать от касания свой затылок или зону лопаток. Эффект необходимых действий в низкой стойке наиболее вероятен при задании защищаться от попытки соперника коснуться живота. В обоих случаях принятие левосторонней стойки можно получить при задании одному из играющих (или обоим) коснуться правого бока (лопатки, плеча) противника. «Срабатывает» элементарный принцип построения защиты - удалить от противника опасный участок, а уж затем защищать руками, маневрированием. Все это невольно предопределяет стойки играющих, их манеру действий. Чтобы получить эффект повышения силового противодействия соперников, увеличить мощность и быстроту движений, необходимо уменьшить площадь свободного перемещения, указать, можно или нельзя блокировать действия захватами за руки и т.п. Данные приемы могут быть реализованы только при строгом выполнении условий или правил игры. Они определяют факт победы одного из соревнующихся, а следовательно, их поведение сводится к следующему: • касаться только строго определенных точек, зон или частей тела соперника; • выполнять касания одной или двумя руками (какой именно, одновременно или последовательно, с какой стороны и т.п.); • перемещаться в пределах заданной, ограниченной площади; • оба партнера выполняют одинаковые задания; • отступать можно (нельзя); • руки захватывать можно или нельзя и т.д. Наряду с визуальными ориентирами мест касания (плечо, затылок, живот и т.д.) хорошо зарекомендовали себя предметные ориентиры, например, платок, размещенный за поясом или на частях тела спортсмена при помощи резинки. Суть та же, но способ 12 «завоевания» платка несколько меняется. Силовые решения начинают преобладать. Варианты игр в касания представлены в таблице. Опорные варианты игр могут быть использованы на протяжении всего урока или отдельных его частей. Их проведение возможно в залах без покрытий, открытых площадках и т.п., при условиях запрета действий, приводящих к падениям. При разработке игр-заданий следует иметь в виду целевые установки, которые тренер- преподаватель ставит перед обучающимися. Игры первого порядка предполагают одинаковые задания обоим обучающимся (коснуться затылка противника). Разные задания относятся к играм-заданиям второго порядка (например, один защищается от касаний живота, другой - от касаний затылка). В таблице игры-задания расположены в порядке их сложности. Варианты игр в касания Места касания Способ касания руками Любой Правой Левой Обеими Затылок 1 2 3 37 Средняя часть живота 4 5 6 38 Левая подмышечная впадина 7 8 9 39 Левое плечо 10 11 12 40 Поясница 13 14 15 41 Правая лопатка 16 17 18 42 Левая сторона живота 19 20 21 43 Спина (любое место) 22 23 24 44 Правая сторона живота 25 26 27 45 Левая лопатка 28 29 30 46 Правое плечо 31 32 33 47 Правая подмышечная впадина 34 35 36 48 Игры-задания по освоению захватов различной плотности и активности. Преодоление помех на пути решения игровых задач, начиная с игр в касания, вводит обучающихся в условия самообучения захватам, способам их преодоления. Для подросткового возраста это можно рассматривать на уровне личных открытий, находок. В одних случаях они «открывают» и проверяют в действии способы блокировки, в другом ищут и находят пути атаки. В играх- состязаниях подростки имеют возможность оценить действенность хвата (за кисть, голень, плечо, одежду и т.п.), обхвата (туловища с руками и без рук с разных сторон), упора, зацепа, подсада, подножки, подсечки и т.д. При помощи состязательных игр «кто кого» они смогут узнать крепость соединения рук: в крючок, своей руки и запястья, ладонь в ладонь. Освоение контактов силового взаимодействия противоборствующих осуществляется в играх-заданиях в двух направлениях: • блокирующие действия, сдерживания; • активные действия, теснения. При подборе и проведении игр необходимо помнить, что оба партнера должны иметь четкие целевые установки действий в мини-поединке: один - удержать обусловленный захват (в пределах установленного времени или условия); другой - преодолеть блок, выполнить завершающие действия (осуществить заданный захват или зайти за спину; сбить противника в партер, коснуться части туловища; вытеснить за пределы ковра; сбить противника на колени и т.д.). Освоение блокирующих действий (последовательных, изучения возможности их преодоления) может идти по трем направлениям: упор-упор; захват-упор; захват-захват. 13 Данное словосочетание означает способ выполнения блокирующих действий одной и другой руками. Упор-упор означает блоки только упорами обеими руками; захват-упор говорит о том, что одной рукой выполняется захват (хват, обхват); захват-захват представляет жесткие захваты обеими руками. Приводим три основных варианта игр-заданий. Игры по освоению блокирующих действий УПОР-УПОР 1. Упор левой рукой в правое предплечье соперника - упор правой рукой в (варианты: левое предплечье, левое плечо, слева в ключицу, лоб, грудь, живот). 2. ............. Упор левой рукой в правое плечо-упор правой рукой в (варианты: см. предыдущее задание). 3. Упор левой рукой справа в ключицу - упор правой рукой (см. 1 -е задание). 4. ........... Упор левой рукой в шею - упор правой рукой (см. 1-е задание). 5. Упор левой рукой в грудь - упор правой рукой (варианты: см. 1-е задание). 6. Упор левой рукой в живот - упор правой рукой (варианты: см. 1-е задание). 7. Упор левой рукой в голову, лоб -упор правой рукой (варианты: см. 1-е задание). Игры по освоению блокирующих действий ЗАХВАТ-УПОР 1. Захват левой рукой правой кисти противника - упоры правой рукой в грудь, живот, плечо, предплечье, голову, шею, любую из названных точек (разрешается менять точки упоров). 2. Захват правой рукой правой кисти соперника - упоры левой рукой в грудь (см. предыдущее задание). 3. Захват левой (правой) рукой локтя противника - упоры левой (правой) рукой (см. первое задание). Выполнение заданий предусматривает варианты: не прижимая и прижимая захват к телу. Игры по освоению блокирующих действий ЗАХВАТ-ЗАХВАТ Данная группа заданий описывает действия (захваты) каждой рукой, выполняемые на соответствующей стороне различных частей тела партнера. Усложнение 10-ти заданий идет путем изменения характера выполнения захватов - прижимая или не прижимая их к телу исполнителя, изменением точек касаний (партнеру, выполняющему задание, преодолеть эти блокирующие действия и коснуться обусловленной части тела). В процессе игр, имитирующих блокирующие действия и способы их преодоления, могут включаться захваты-блоки: • захват разноименных предплечий кистями; • захват одноименных предплечий кистями; • захват правой (левой) руки соперника двумя снаружи (с упором разноименным плечом и захватом кисти одноименного предплечья); • захват рук спереди-сверху (снизу) с «отключением» их; • захват левой (правой) руки с головой сверху, руки соединены. С одной стороны, длительное удерживание блокирующих захватов без перехода к активным действиям в реальном поединке оценивается как пассивность. В то же время необходимо приобретать опыт блокировки всех действий соперников. Для устранения данного противоречия рекомендуется акцентировать внимание обучающихся на быстром 14 освобождении от блокирующего захвата, преодолении его с последующим решением заданной ситуации, всячески поощряя это умение. Поскольку по условиям игры партнеры меняются ролями, оба необходимых навыка совершенствуются. Игры-задания по освоению умения «теснений» по площади поединка. Теснение противника активными действиями из зоны поединка (в пределах правил) - это комплекс действий, вынуждающий противника к отступлению. Значение данного упражнения для формирования качеств, необходимых борцам, огромно. Элементы теснения встречаются в схватках везде, где есть контакт единоборцев с целью преодолеть сопротивление друг друга. Они наблюдаются в играх в касания при выполнении упоров, поиске позиций для активных действий, выведении из равновесия. Теснение соперника учит подростков понимать психологическое состояние конкурентов; «гасить» их усилия; уходить из захватов, не отступая; перемещаться и действовать в ограниченном пространстве. Только в теснений можно получить максимум взаимных усилий, которые являются первопричиной всех внешних проявлений, действий, в том числе приемов. В связи с этим можно утверждать, что владение навыками теснения является базой освоения и совершенствования практически всех элементов техники рукопашного боя. Перед выполнением заданий с элементами теснения в игровой форме тренерупреподавателю необходимо определить признаки преимущества и условия игры. Приводим несколько пунктов, по которым проводятся данные упражнения. 1. Победа присуждается за теснение противника по площади поединка в обусловленном захвате (за пределы ограничительной черты). 2. Соревнования проводятся на площадках (коврах), очерченных кругом 3-6 м, коридорах и т.п. 3. Количество игровых попыток (поединков) варьируется в пределах трех - семи. 4. В соревнованиях участвуют все обучающиеся, распределенные по весовым категориям. При отсутствии мягкого покрытия (на спортивных площадках, в парках и т.п.) требовать строгого соблюдения правил: действовать аккуратно, без падений, бросков. Внимательно слушать сигналы судей, неукоснительно выполнять команды о прекращении борьбы. Игры-задания с необычным началом поединка (дебюты) В процессе поединка единоборец часто попадает в ситуации, когда следует начинать и продолжать борьбу в невыгодных для него положениях. Если подобные условия вводятся в освоенный игровой материал, многократно повторяются на уроках, то любые неожиданности в случае возникновения их в реальном поединке не вызывают растерянности. Поэтому все задания подбираются с учетом случаев, встречающихся в практике тренеров- преподавателей. Их назначение - совершенствование качеств спортивного мышления, отработка деталей технических действий, отдельных эпизодов поединка, в усложненных условиях закрепления пройденного материала. Игры-задания с необычным началом поединка являются как бы завершающими в комплексе специализированных игровых средств. Усложнение исходных положений осуществляется путем подбора разных или одинаковых заданий каждому партнеру. Предлагается несколько исходных положений начала игр: • спина к спине, оба соперника на коленях; • один на коленях, другой - стоя спиной к сопернику на расстоянии 1-2 м; 15 • оба в упоре лежа, лицом друг к другу; • оба лежа на спине, головами друг к другу и т.п. Выбор исходных положений зависит от творчества и фантазии тренерапреподавателя. Побеждает тот, кто: заставил соперника выйти за пределы ограничительной черты; коснулся заранее указанной части тела; вошел в обусловленный захват и вытеснил из круга; оказался сзади за спиной или сбил на колени; провел удержание или болевой прием и т.п. Игры в дебюты позволяют оценить, как усвоен предыдущий материал, каким способам действий отдают предпочтение обучающиеся. Это легко выявить, если ограничить время на решение каждого из дебютов, запретить блокирование. Время, отводимое для решения поставленной задачи, не должно превышать 10- 15с. Для удобства весь специализированный игровой комплекс можно представить в виде таблиц и разместить в спортивном зале как ориентир для обучающихся и преподавателя. Игровой материал с элементами противоборства является доминирующим на первых годах обучения. Образно выражаясь, этот временной интервал можно назвать «большой разминкой», постепенно готовящей организм подростков к предстоящей специфической нагрузке - напряженной тренировочной работе и соревновательным поединкам. Поэтому организация и содержание отдельных занятий строится с учетом главной цели содействовать естественному развитию организма подростков. Для этого необходимо постепенно подводить их к условиям больших мышечных напряжений, необычным положениям тела, выполнение которых требует длительной подготовки опорнодвигательного аппарата и других систем организма. Содержание занятий предусматривает подбор разнообразных средств подготовки обучающихся. Их направленность позволяет проводить занятия с преимущественным использованием общеподготовительных средств (с элементами спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики и т.п.). Это разнообразит обстановку с решением задач базовой физической подготовки. Ряд занятий может содержать в основном специализированные игровые комплексы вместе с другими упражнениями, имитирующими специальные двигательные действия. Последние могут быть представлены относительно постоянной группой специальных упражнений, которые войдут как в разминку, так и в другие части урока, повторяясь в серии занятий. Специализированные игровые комплексы применяются в группах начальной подготовки и в учебно-тренировочных группах, постепенно усложняясь и максимально специализируясь по конечной цели. 16 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для занятий № Наименование оборудования, спортивного Единица Количество п/п инвентаря измерения изделий 1. Брусья навесные для гимнастической стенки штук 2 2. Гири спортивные (16, 24, 32 кг) комплект 2 3. Гонг штук 1 4. Доска информационная штук 1 5. Зеркало (2х3 м) штук 1 6. Канат для лазанья штук 2 7. Манекены тренировочные штук 8 7. Мат гимнастический штук 6 9. Напольное покрытие татами комплект 1 10. Секундомер электронный штук 3 11. Скамейка гимнастическая штук 4 12. Стенка гимнастическая (секция) штук 8 13. Тренажер кистевой штук 16 14. Тренажер универсальный малогабаритный штук 1 15. Турник навесной для гимнастической стенки штук 2 16. Электронные весы до 150 кг штук 1 Кадровое обеспечение Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку по общеразвивающей программе, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей Непрерывность профессионального развития тренерско-преподавательского состава осуществляется за счет: прохождения курсов повышением квалификации (1 раз в три года); участие его воспитанников в соревнованиях разного ранга/уровня; участие в различных учебно-методических, тренерских и судейских семинарах (регионального и всероссийского уровня); проведения открытых учебно-тренировочных занятий и мастер-классов; участия в конкурсах педагогического мастерства; публикации своих материалов на различных специализированных сайтах. Информационное обеспечение В работе широко используется фото и видео техника. Соревнования снимаются на камеру, затем вместе с обучающимися, просматриваются и анализируются. Выявляются ошибки и недочеты. 17 Интернет ресурсы Наименование интернет-ресурса Адрес интернет-ресурса Министерство спорта РФ Министерство Просвещения РФ Комитет по физической культуре и спорту Волгоградской области Комитет по образованию Волгоградской области Единая всероссийская спортивная классификация http://www.minsport.gov.ru/ https://edu.gov.ru/ https://sport.volgograd.ru/ https://obraz.volgograd.ru/ https://minsport.gov.ru/sport/highsport/edinayavserossiyska/ https://minsport.gov.ru/useful_documents.php ЕКП межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, положения о всероссийских соревнованиях http://www.rusada.ru Российское антидопинговое агентство Список литературных источников 1. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. М., 2014. 100 с. 2. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2016. 3. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2014. 4. Дзюдо: история, теория, практика / В. Путин, В. Шестаков, А. Левицкий /, Издательский дом СК 2015 г. – 153 с. 5. Боевой дух дзюдо. Уникальная техника мастера / Ясухиро Ямасито /, изд- во Гранд, Москва, 2014 г., - 189 с. 6. Дзюдо, говорящее по-японски. Все о бросковой технике / К.Г. Тиновицкий, И.В. Емельянова /, ФиС, М., 2015 г. – 167 с. 7. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ С. В. Ерегина, И. Д. Свищев и др./ Национальный союз дзюдо. - 2-е изд. исправ.- М., 2016. – 212 с. 8. Учебник тренера по борьбе / Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. / – Красноярск: Изд-во КПГУ, 2015.-213 с. 9. Коблев Я.К., Чермит К.Д., Письменский И.А., Волков Е.В. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990. – 44 с. 10 Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с. 18