Баскетбол_-7-месяцев

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДИЩЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ГОРОДИЩЕНСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ
СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
(протокол от 25 декабря 2024 г. № 2)

УТВЕРЖДЕНА:
приказом МБУ ДОД
«Городищенская ДЮСШ»
от 27 декабря 2024 г. № 186

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: ознакомительный

«БАСКЕТБОЛ»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 7 месяцев

Авторы:
Вербицкий Павел Витальевич,
тренер-преподаватель;
Русанова Анна Александровна,
заместитель директора по УВР.

р.п. Городище
2024

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической
культуры и спорта «Баскетбол» (далее-программа) предназначена для организации
дополнительного образования по виду спорта «баскетбол» в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Городищенская
районная детско-юношеская спортивная школа» (далее-учреждение).
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 №2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
 Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403).
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой
зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приёмов.
Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в то же время
индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих в области спорта,
является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического
развития. Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по
площадке с мячом и без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются
забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть
им мячом и бросить его в свою корзину.
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения,
обладать ловкостью и выносливостью. Занятия по баскетболу улучшают работу
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают
подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное
взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического
зрения, точности и ориентировки в пространстве. Развивается двигательная реакция
на слуховые и зрительные сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения

пользоваться приобретёнными навыками. У обучающихся развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей
эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха.
Пройдя курс обучения по данной общеобразовательной программе
обучающиеся смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу от школьного до
районного уровня.
Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа
предназначена для детей в возрасте 11 - 13 лет, не имеющих медицинских
противопоказаний к занятиям избранного вида физкультурно-спортивной
деятельности.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 7 месяцев обучения. Учебная нагрузка составляет 162
часа.
Формирование групп производится согласно Уставу МБУ ДОД
«Городищенская ДЮСШ» и санитарно - эпидемиологических правил и требований к
наполняемости учебных групп.
Состав группы – постоянный.
Организационные формы обучения – групповые.
Занятия проводятся в группах обучающихся соответствующего возраста.
Максимальная наполняемость группы 25 человек.
Начало занятий для всех возрастных групп – не ранее 8:00
Окончание занятий не позднее 20:00
Форма обучения – традиционная, очная.
Данная программа является ознакомительной.
Реализация программы осуществляется в течение 7 месяцев. Начало
учебного года – 9 января. Окончание учебного года – 31 августа.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Формы
командные.

организации

занятий:

индивидуальные,

парные,

групповые,

Формы проведения занятий:
- теоретические занятия - рассказ, беседа, объяснение;
тренировочные занятия - отработка методики оценки обстановки и
принятия адекватного решения на игровую ситуацию, отработка технических
приёмов и навыки взаимодействия игроков в нападении и защите;
тестирование - оценивать уровень достижений обучающихся,
занимающихся баскетболом, увидеть недостатки в их подготовке и вносить
соответствующие коррективы в планировании учебно-тренировочного процесса;
соревнования школьного и районного уровня, товарищеские встречи,
повышение мастерства игры в баскетбол, воспитание уверенности в своих действиях
на игровой площадке, обмен опытом
просмотры видеороликов с идеальной техникой владения мяча

выдающихся современных баскетболистов и соревнованиями ведущих команд по
баскетболу страны и зарубежья;
самостоятельная работа - работа с печатными изданиями, интернетресурсами, самостоятельное изучение и отработка технических приёмов, организация
игры в каникулярное время (с детьми на летней площадке).
Цели и задачи. Обучение игре в баскетбол – педагогический процесс,
направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических
качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Основной целью программы является содействие развитию физических
возможностей обучающихся средствами баскетбола. Программный материал
предполагает решение следующих основных задач:
- ознакомить с правилами и игрой в баскетбол;
- научить техническим и тактическим действия игры в баскетбол;
- содействовать развитию основных физических качеств: быстроты,
выносливости, скоростно-силовых качеств.
- воспитать потребность в систематических и самостоятельных занятиях
физическими упражнениями и ведением ЗОЖ;
- воспитать коммуникативные навыки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности тренера-преподавателя и учащегося. Занятия
необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь
на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической,
общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в
неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также
выделяются и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается
содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач,
рекомендуется применять различные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели тренер-преподаватель использует рассказ,
объяснение,замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный,
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, когда у
учащихся образуются некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом
технических и физических способностей занимающихся.

Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний, общая и
специальная физическая подготовка, техника и тактика игры.
1. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития
баскетбола, правила соревнований.
2.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка», даны
упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений,
подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные
двигательные качества.
3. В разделе «Техника и тактика» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Учебный план
Количество часов
№

Название раздела

1 Введение
2 ОФП
3 Техническая подготовка
Основные сведения о технике игры.
Средства и методы техническойподготовки
Стойки баскетболиста
Перемещение по площадке
Остановки
Ведение мяча
Ловля мяча
Передачи мяча
Броски мяча
4 Тактическая подготовка
Групповые действия в нападении
Командные действия в нападении
Групповые действия в защите
Командные действия в защите
Итого
Соревнования вне сетки часов

Всего

Теория

Практика

4
26
63

4
6
6

26
57
-

8
2
2
2
2
18

5
5
6
8
11
11
11
61
15
15
15
16
144

69

162

Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательной
программы оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно
личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической
культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;

–

дисциплинированность,
трудолюбие,
упорство
в
достижении
поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с
группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во
дворе, в оздоровительном лагере;
Предметные результаты:
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
–
выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с
возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по баскетболу;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
- играть в баскетбол с соблюдением основных правил.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Баскетбол» на 2024-2025 учебный год
Год
обучения

Дата начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

2025

9 января

31 августа

27

81

162

3 раза в
неделю по 2
часа

Рабочие программы по предметным областям
Общие указания по проведению занятий
Занятия проводятся в игровых спортивных залах на базе общеобразовательной
школы и игрового зала ДЮСШ. Форма одежды спортивная. В ходе занятия
периодически осуществляется текущее обследование занимающихся для контроля и
оценки их функционального состояния
2.
Занятия по баскетболу состоят из подготовительной, основной и
заключительной частей. Перед тем как приступить к изучению материала, важно
провести инструктаж по технике безопасности, которые позволят избежать травм, как
на занятиях, так и в повседневной жизни. Необходимо также подготовить все суставы
и связки организма к выполнению нестандартных движений и нагрузок. Упор
делается на укрепление и развитие мышц и связок. К основным подготовительным
упражнениям относятся:
1.

разминка;
офп;
сфп.
Кроме того, в подготовительной части уделяется большое внимание
физической подготовке обучаемых, для чего используются и коллективные
упражнения на развитие силы и выносливости.
Спортивно-оздоровительный этап
(ознакомительный уровень)
Введение
Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.
Правила в баскетболе. Роль физической культуры в воспитании молодёжи.
2. ОФП (Общая физическая подготовка).
Причины травматизма.
Практика. Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты,
выносливости, гибкости, ловкости). Круговая тренировка. Эстафеты: «Эстафеты с
ведением и броском в корзину», «Бег пингвинов», «Наперегонки с мячом»,
«Эстафета с передачей мяча», «Передал -садись».
Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч капитану», «Рывок за мячом»,
«Баскетбол с надувным мячом», «Пятнашки», «Мини-баскетбол», «10 передач»,
«Мяч в центре».
3. Техническая подготовка
Теория.
Основные сведения о технике игры. Средства и методы
технической подготовки.
Практика. Стойки баскетболиста. Перемещения по площадке. Остановка
прыжком. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча. Ловля высоко летящегомяча в
прыжке двумя руками. Ловля мяча двумя руками после его отскока от щита. Передача
мяча двумя руками от груди в движении. Передача мяча одной рукой от плеча.
Передача мяча от груди с отскоком от площадки. Ведение мяча правой, левой рукой.
Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и
скорости. Бросок мяча одной рукой с места. Броски мяча в корзину в движении.
Бросок в корзину одной рукой после ведения. Броскимяча в корзину в движении после
двух шагов. Бросок одной рукой от плеча в движении после ловли. Сочетание
пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Штрафной
бросок.
Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам
4. Тактическая подготовка
Групповые и командные действия в нападении.
Теория. Групповые и командные действия в нападении. Позиционное
нападение.
Практика. Два нападающих против одного защитника. Два нападающих
против двух защитников. Взаимодействие двух игроков через заслон. Три
нападающих против двух защитников. Действия трёх нападающих против двух
защитников с заслоном. Стритбол, Учебная игра по упрощённым правилам. Учебная
игра 3х3,4х4,5х5.
Групповые и командные действия в защите.
Теория. Групповое тактическое действие. Зонная защита. Переключение.

1.

Подстраховка.
Практика. Личный прессинг. Взаимодействия двух игроков защиты.
Взаимодействия трех игроков защиты. Действия защитника у своего щита против
игрока без мяча. Действие защитника против игрока с мячом. Взаимодействия при
борьбе за отскок мяча от щита. Групповой отбор мяча. Действия при численном
неравенстве защитников.
Формы аттестации
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль,
определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с обучающимися. В
процессе обучения систематически ведется учет подготовленности путем:
- опроса обучающихся по пройденному материалу;
- наблюдения за обучающимися во время тренировочных игр и соревнований;
- контроля соблюдения техники безопасности;
- привлечения обучающихся к судейству соревнований школьного уровня;
- выполнение контрольных упражнений (тестирование уровня физической
подготовленности, технической подготовленности);
- результаты соревнований.
Методы педагогического контроля:
1) педагогическое наблюдение;
2) объективная и экспертная (субъективная) оценка результатов обучения и
соревнований;
3) беседы, опрос, проверка, зачет, изучение поведения занимающихся в
быту, в учебе;
- метод педагогического наблюдения используется в процессе занятий и
соревнований. В поле зрения учителя - поведение обучающихся, активность,
эмоциональное состояние, дисциплина выполнения ими упражнений и заданий, а
также то, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.
метод объективной оценки применяется для оценки качественных
сдвигов у занимающихся. Он осуществляется с помощью системы контрольных
упражнений по видам подготовки и системы контрольных заданий по техникотактическим показателям в соревнованиях.
Методические материалы
Процесс занятий в отделении «Баскетбола» опирается на некоторые общие
положения – принципы. К основным принципам обучения относятся: принцип
сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и
индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и
последовательности.
- принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в
баскетбол подразумевает:
- осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры
изучаемого технического приема и тактического действия;
- самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей
корректировкой своих действий при их повторном произведении;
-

принцип

наглядности

предполагает

создание

у

обучающихся

четкого

представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения. Кроме
традиционного объяснения и показа упражнений, учитель пользуется
видеороликами с идеальной техникой современных баскетболистов,
видеосъёмками соревнований и плакатами.
- принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной
оценке уровня подготовленности и индивидуальных возможностей
обучающихся.
Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих
взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны
базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и
тактического потенциала.
- принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и
формируется в виде методологического правила от простого - к сложному, от
легкого – к трудному.
принцип систематичности и последовательности требует четкого
планирования и регулярности в обучении. Все перечисленные принципы обучения
тесно переплетаются в практической деятельности.
В общеобразовательной программе используются здоровьесберегающие
технологии, информационно-коммуникативные, игровые технологии, технологии
сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые.
информационно-коммуникативные технологии – умение получать
информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать самостоятельно,
просмотр и анализ собственных игр (снятых на видео): где проходит разбор техникотактической подготовки команды, а также действия игрока в той или иной игровой
ситуации; видеоролики с показом идеальной техники владения мячом ведущих
современных спортсменов-баскетболистов; использование компьютера компенсирует
недостаток наглядных пособий для занятий баскетболом.
здоровьесберегающие
технологии
соблюдение
санитарногигиенических норм(световой режим, чистота, тепловой режим, правила техники
безопасности), построение занятий с учётом индивидуальных особенностей
занимающихся, смена видов деятельности, соблюдение нагрузки и отдыха
обучающихся, создание благоприятного психологического климата, создание
ситуации успеха, профилактика стрессовых состояний.
технологии сотрудничества - предполагает создание на занятии
комфортных условий для детей и учителя. Базируется на индивидуальном подходе,
систематическом самоанализе своих достижений и поиска путей для самокоррекции.
- технологии уровневой дифференциации – проведение занятий с учётом
уровня состояния здоровья (подготовительная, основная группа), по гендерному
признаку, физического развития и физической подготовленности.
игровые технологии – способствуют развитию познавательной
активности обучающихся, повышения мотивации к систематическим занятиям
баскетболом, созданием командного духа в коллективе, повышение благоприятного
эмоционального фона занятий, преодоления скованности и боязни у обучающихся в
принятии решения в игровых ситуациях (эстафеты, подвижные игры, товарищеские
встречи, соревнования).
- групповые технологии – отработка определённых схем взаимодействия в
группах.

-

Подвижные игры при обучении баскетболу
Многолетняя практика работы показывает, что для обучения целому ряду
тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения
технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия.
Наилучшим образом это можно сделать с помощью подвижных игр. В
большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к
занятиям.
Баскетбол- это игра, следовательно, к ней гораздо проще перейти после
подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений.
Подбор подвижных игр осуществляется с учётом задач учебнотренировочных
занятий,
содержания основного
учебного материала,
возможностей ДЮСШ.
Важно учитывать интересы детей, их физические возможности,
особенности психического развития.
Учащиеся спортивно- оздоровительных групп ознакомительного уровня 1013 лет характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к
проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные
возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты
сил, что позволяет юным спортсменам участвовать в играх с большой
интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий.
В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает
развиваться мышечная система. Дети, особенно мальчики, любят игры, где
преимущественно развивается сила («Бой петухов», перетягивание через черту,
«Сильные и ловкие» и др.). Мальчики имеют некоторые преимущества перед
девочками в играх с бегом на скорость, с метанием на дальность, в цель.
Обучающиеся этого возраста стремятся приобщиться к спорту, успешно
выполняют технические приёмы игры в баскетбол, увлекаются подвижными
играми с довольно сложными двигательными задачами. Для них большую группу
составляют игры с бегом и преодолением подвижных и движущихся препятствий,
с метанием, более продолжительными силовыми напряжениями. В этом возрасте
формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как
смелость, самостоятельность, решительность, инициатива.
Организуя
игры,
тренер-преподаватель
стремится
развивать
самостоятельность детей, нередко предоставляя им право самим выбирать
водящих, распределяться по командам, устанавливать план действий в игре.
Подвижные игры с большой физической и психической нагрузкой нередко
вызывают вспышки резкости, нетерпеливости. Тренер-преподаватель должен
помнить об этом, не допуская излишнего возбуждения и напряжения.
Многие игры характеризуются ярко выраженным соревновательным
началом, содержат элементы спортивной техники и тактики.
Методика проведения подвижных игр
Подвижные игры используются на тренировках для:
закрепления и совершенствования изучаемых приёмов игры;
совершенствования сочетания отдельных элементов игры;
развития умения ориентироваться на площадке во время игры
(видеть площадку);

решения тактических задач;
развития физических качеств;
увеличения моторной плотности занятия по сравнению с обычной
игрой, особенно на начальном этапе обучения.
Все подвижные игры, используемые при обучении баскетболу, можно
разделить на пять групп:
«Перемещение игроков и ведение мяча»,
«Передачи»,
«Броски»,
«Защитные действия и овладение мячом»,
«Учебные игры».
Перемещение игроков и ведение мяча
Перемещение может быть с ведением и без ведения мяча. По сути дела,
ведение - это перемещение игрока с мячом.
При использовании игр с элементами перемещений очень важно научить
игроков не касаться друг друга, а также стен, скамеек и т.п. Поэтому в
большинстве игр касание стен или других предметов (например, лежащих в углу
зала матов) следует считать ошибкой, а игрока, которого коснулся мяч, ослабленным. Игрокам не следует выставлять руки вперёд во избежание
столкновений. Надо больше внимания уделять ногам, сильнее сгибая их в
коленях, рассчитывать скорость своего перемещения, быть готовыми в любой
момент остановиться или изменить направление.
Большинство игр данной группы развивают у школьников умение
ориентироваться на площадке, что очень важно для баскетбола.
Передачи
При проведении игр с использованием передач следует обращать внимание
на то, чтобы обучающиеся выполняли передачи технически правильно.
В ряде случаев можно использовать строго определённые передачи в
соответствии с задачами урока.
Очень часто обучающиеся выполняют передачи сверху из-за головы и
бросают мяч над головами водящих и других игроков, причём даже в тех случаях,
когда это сделать просто невозможно, при этом совершенно забывая о передачах
двумя руками от груди, одной или двумя руками снизу, передачах с отскоком от
пола и т.п.
В таких случаях целесообразно вводить запрет на использование передач
выше головы играющих и подъём мяча над головой, удерживаемого в руках.
В ряде подвижных игр, особенно с бросками, игроки подают друг другу
мяч. Надо обращать внимание обучающихся на то, чтобы они делали это не
просто так, а с использованием техники передач, как в игре.
Броски
Условно в учебных целях все броски можно разделить на:
броски, выполняемые с близкого расстояния (ближние);
броски, выполняемые со среднего расстояния (средние);
броски, выполняемые с дальнего расстояния (дальние);
броски, выполняемые с очень дальнего расстояния (трёхочковые).
На тренировках при проведении подвижных игр с большим количеством

участников не рекомендуется выполнять броски в кольцо с дальнего расстояния.
Дело в том, что польза от этого невелика, а вот опасность для окружающих
большая. Мяч, брошенный с дальнего расстояния, отскакивает от кольца или
щита с гораздо большей силой и скоростью, чем с близкого. Кроме того,
участники игры, как правило, не видят момент броска, выполняемого издали, и
отскок получается ещё более внезапным. В результате обучающиеся не всегда
могут увернуться от мяча или иным образом защититься, что может привести к
травмам.
Защитные действия и овладение мячом
Если нападающий в результате действий защитника не смог точно
выполнить задуманное, значит, тот свою задачу выполнил: например,
нападающий бросил мяч в кольцо, но промахнулся или выполнил передачу, но
неточно и т.п.
Однако ученики стараются любой ценой остановить нападающего, не дать
ему бросить, выбить у него мяч и т.п., при этом нередко допуская откровенную
грубость.
Тренер в таких случаях должен объяснить им, что соперника надо
переиграть, а не «перегрубить». Переиграть гораздо сложнее - это требует
большей ловкости, быстроты и выносливости. Именно эти качества развиваются,
когда игрок старается просто переиграть нападающего. Кроме того, за грубую
игру игроки получают предупреждения, а тренер наказывает всю команду.
Таким образом, следует проводить и подвижные игры, поощряя чистую
игру в защите и наказывая участников за грубость.
Учебные игры
Учебные игры не должны проводиться по так называемым упрощённым
правилам, которые на практике сводятся к одному - разрешению нарушать
общепринятые правила игры в баскетбол: например, разрешают пробежки или
допускают грубую игру во время отбора мяча и т.п.
Упрощённые правила должны лишь учитывать условия, в которых
проводится игра, а в остальном общие правила должны соблюдаться
неукоснительно.
Кроме того, всегда надо помнить о том, что чёткое соблюдение правил
баскетбола во всех играх стимулирует обучение, заставляя обучающихся работать
над техникой.
Примерный перечень подвижных игр,
которые можно использовать при обучении баскетболу.

1.

Игры для совершенствования перемещений игроков и ведения

мяча:
«Молекулы», «Морозики», «Светофор», «Бегай, как я», «Ловля парами»,
«Коршун и цыплята», «Охотники и утки», «Смотри на мяч», «День и ночь»,
«Зеркало», «Салки», «Охота на волка», «Выбей мяч», «Перестрелка», «Нападение
акулы», «Невод», «Догони мяч».
2.
Игры для совершенствования передач:
«Мяч свободному», «Гонка мячей», «Обгони мяч», «Бык в круге», «Салки
мячом», «Борьба за мяч», «Передай мяч», «Мяч через сетку», «Мяч в центр»,
«Мяч ловцу», «Не дай мяч водящему», «Передал - садись», «Выручи передачей»,

«Горячий мяч», «Одиннадцать», «Летающая мишень», «Передал - беги»,
«Передачи по номерам», «Точно в цель».
3.
Игры для совершенствования бросков:
«Двадцать одно», «Подбор», «Дальний бросок», «Куда глаза глядят»,
«Американка», «Пятачки», «Ненасытный баскетболист», «Баскетбольная
дорожка», «Меткие броски».
Игры для совершенствования защитных действий и овладения
мячом: «Прилипала», «Собачки», «Борьба за мяч», «Вырви мяч», «Кто быстрее
возьмёт мяч», «Борьба за отскок», «Наперегонки с мячом», «Отними мяч»,
«Пираньи».

4.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для прохождения
подготовки:
N Наименование оборудования, спортивного
п/п
инвентаря
спортивный зал с оборудованием:
1.
баскетбольные мячи, № 5, 6, 7
2.
3.
накидки разных цветов
легкоатлетические барьеры
4.
гантели массивные от 1 до 5 кг
5.
гимнастические скамейки
6.
скакалки
7.
обручи
8.
мяч волейбольный
9.
фишки переносные
11.

Единица
измерения

Количество
изделий

штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

22
по 7
5
3
2
10
2
2
10

Кадровое обеспечение
Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку по
общеразвивающей программе, должен соответствовать требованиям, установленным
профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», утвержденным приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 652н
Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Непрерывность профессионального развития тренерско-преподавательского
состава осуществляется за счет:

прохождения курсов повышением квалификации (1 раз в три года);

участие его воспитанников в соревнованиях разного ранга/уровня;

участие в различных учебно-методических, тренерских и судейских
семинарах;

проведения открытых учебно-тренировочных занятий и мастер-классов;

участия в конкурсах педагогического мастерства;

публикации своих материалов на различных специализированных сайтах.

Информационное обеспечение
В работе широко используется фото и видео техника. Соревнования
снимаются на камеру, затем вместе с обучающимися, просматриваются и
анализируются. Выявляются ошибки и недочеты.
Интернет ресурсы
Наименование интернет-ресурса

Адрес интернет-ресурса

Министерство спорта РФ
Министерство Просвещения РФ
Комитет по физической культуре и
спортуВолгоградской области
Комитет по образованию Волгоградской
области
Единая всероссийская спортивная
классификация

http://www.minsport.gov.ru/
https://edu.gov.ru/
https://sport.volgograd.ru/
https://obraz.volgograd.ru/

https://minsport.gov.ru/sport/highsport/edinayavserossiyska/
ЕКП межрегиональных, всероссийских https://minsport.gov.ru/useful_documents.php
и международных физкультурных
мероприятий и спортивных
мероприятий, положения о
всероссийских соревнованиях
Российское антидопинговое агентство
http://www.rusada.ru
Российская федерация баскетбола.
http://www.russiabasket.ru
Все в мире баскетбола.
http://allbasketball.org
Баскетбольные тренировки в
http://basketball-training.org.ua
видеоформате
Блок про баскетбол для начинающих
http://pro-basketball.ru
Список литературных источников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Анискина С.Н. Методика обучения тактике игры в баскетбол: метод, разраб. /
С.Н. Анискина. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 38 с.
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / под общ. ред.
.М.Портнова. - М., 1997. - 450 с.
Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва / Ю.Д. Железняк. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.
Баула Н.П. Баскетбол: Тактика игры 5-6 классы / Н.П. Баула, В.И. Кучеренко.
- М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
Вуден Д.Р. Современный баскетбол / сокр. пер. с англ. - М.: Физкультура и
спорт,1987. - 254 с.
Гатмен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гат-мен, Т. Финнеган /
пер.с англ. Т.А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 303 с.
Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства, 1000 баскетбольных
упражнений /А.Я. Гомельский. - М.: Гранд, 1997. - 224 с.
Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский.
- М.: Гранд, 2002. - 352 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».